Точность этих решений как никогда влияет на будущее компании. На много спокойнее, когда понимаешь, что где-то ты подстрахован больше других. Как проявил себя ИТ-аутсорсинг в период кризиса? Весь рынок пытался «передоговориться». Далеко не все вопросы решались быстро. При этом на рынке аутсорсинга компании столкнулись с ситуацией, когда заказчики начали обращаться к ит-аутсорсинговым компаниям за разного рода уступками, компании обратили их внимание на тот факт, что аутсорсинг – это гибкий инструмент управления затратами, а не просто делегирование ИТ-задач внешнему подрядчику.
Если эта функция находится на аутсорсинге с тарификацией по количеству обращений, то затраты на ее обслуживание снижаются пропорционально. Дорогостоящие инфраструктурные решения тоже могут быть оптимизированы. Облачные провайдеры предлагают гибкие модели оплаты услуг, аналогичные аутсорсингу. Их заказчикам удалось сократить расходы в период карантина на нужные проценты. Если у бизнеса попал в кризис, то сокращается и нагрузка. В этот период можно оптимизировать количество потребляемых ресурсов, частоту бэкапов при резервном копировании, пропускную способность каналов связи и т.д. Если же бизнес развивается, то нагрузка на инфраструктуру растет и всегда есть возможность соразмерно наращивать ресурсы компании.
Автоматическая оптимизация расходов на ит произошла практически по всем услугам, потребление которых завязано на динамике спроса. Из всего вышесказанного можно было сделать вывод, что бизнес ИТ-аутсорсинга тоже сократился. Но этого не произошло, и вот почему. Крупный ит-аутсорсер в принципе готов к неравномерному спросу на его услуги благодаря разнообразному портфелю услуг.
Помимо сегментов, где были простои и спады, ИТ-услугами пользовались и те, у кого потребление, наоборот, возросло, ввиду перехода на «удаленку». Продовольственному ритейлу приходилось оперативно перепрофилироваться и интегрироваться с онлайн-сервисами. Потребовались дополнительные ресурсы: инженеры, инфраструктурные мощности и оборудование. Ситуация застала врасплох даже крупных игроков рынка. Возникла патовая ситуация: все нужно было здесь и сейчас, а поставки оборудования сильно затягивались или даже приостановились. Одновременно с этим у поставщиков ИТ-услуг высвободился пул ресурсов, которыми временно перестала пользоваться часть заказчиков, и они оперативно перераспределяли эти ресурсы между новыми клиентами.
Госсектор в период карантина не сокращал работу, скорее, наоборот – во многих случаях интенсивность графика возрастала вплоть до работы в режиме 24/7. У госструктур не было ни каникул, ни выходных, нагрузка на сектор сильно возросла. Аутсорсеры, работающие с ними, смогли перераспределить ресурсы для реализации возросших потребностей и оперативно предоставлять инструменты для задач с высоким приоритетом в масштабах России. Некоторым компаниям на рынке пришлось в целом сильно трансформировать бизнес.
Например, той части ритейла, которая занимается одеждой, электроникой и т.д. – у неё временно закрылся весь офлайн-формат, но сильно вырос онлайн. Теперь часть бюджета можно было перенаправить на наращивание мощностей интернет-магазина и оперативно сфокусироваться на его развитии. При сотрудничестве с крупным поставщиком ИТ-услуг такие рокировки было легко реализовать. Аутсорсерам с маленьким портфелем было сложнее маневрировать, в то время как крупные игроки рынка оказались более гибкими в переговорах – они были готовы идти на встречу заказчикам за счет перераспределения ресурсов между их новыми потребностями.
В кризисные времена гибкость и грамотный риск-менеджмент возводятся в приоритет. Эти качества дают компаниям возможность минимизировать проблемы, связанные с трудностями. В итоге аутсорсинг во время кризиса помогал участникам рынка достичь оптимальных решений для сохранения бюджетов и при этом помогал компаниям перепрофилировать компании с целью сохранения доходности.